Наиболее ранним космическим образом Небесного 3. представляется символ 3.-Радуги, связываемый в Австралии с плодовитостью, прародительницей-землёй и дождём (и нередко противопоставляемый огню и Солнцу). Символ 3.-Радуги — хозяина дождя, пьющего небесную воду (и тем иногда причиняющего неисчислимые бедствия), имеет широкое распространение как в мифологиях народов Юго-Восточной, Восточной Южной Азии (3.-Радуга, прекративший, по мифологии мунда, огненный дождь, посланный творцом на землю для истребления людей, и т. п.), так и в индейских мифологиях (3., оставленный матерью, поднявшийся на небо и ревратившийся там в Радугу; 3. Боюсу, днём являющийся в виде радуги, ночью в виде чёрной дыры среди Млечного пути, по мифам индейцев бассейна Амазонки; два 3.-близнеца в мифах индейцев Бразилии и др.). В мифах народов Африки 3.-Радуга прежде всего выступает в качестве поглотителя вод, который иногда борется с сыном солнца. К этому общеафриканскому мифологическому мотиву может быть, вероятно, возведён и египетский миф об Апопе, каждую ночь выпивающем всю воду подземного Нила, поражаемом за это богом солнца Ра. Та же сюжетная схема, противопоставляющая 3. как воплощение стихии воды и огня, лежит в основе ветхозаветной символики 3., а также отражается в рассказе «Махабхараты» о борьбе бога огня Агни со 3. Такшакой (Агни семь раз поджигает лес Кхандава, где обитает Такшака и другие З.-наги).
загрузка...